06.10.2017 13:10 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Отдельные вопросы практики назначения досрочных пенсий педагогическим работникам

Вопрос 1. Могут ли пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение педагогические работники детского сада «Радость моя», 


 

 

организованного индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, учитывая, что статьей 21 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[1] такие индивидуальные предприниматели приравниваются к образовательным организациям?

В соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе отраслевым (статья 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ), лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, согласно которому это право установлено за работу в учреждениях для детей. При этом на основании постановления № 665 применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1статьи 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781[1].

Исходя из нормы пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, с учетом Списка № 781 и пункта 13 Правил № 781, а также приказа Минтруда России от 24.09.2015 № 661н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях»[2] такое право предоставляется педагогическим работникам учреждений (образовательных организаций) и соответствующих структурных подразделений иных организаций.

Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим без образования юридического лица образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, а также педагогическим работникам, которые трудоустроены у таких индивидуальных предпринимателей, право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ не предоставляется.

Вопрос 2. Могут ли пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение педагогические работники, занятые в детских клубах в ООО «Бэби-клуб»?

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на досрочную пенсию независимо от возраста установлено лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

При определении права на досрочную пенсию по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ на основании постановления № 665 применяются Список и Правила № 781.Списком № 781 предусмотрены разделы «Наименование должностей» и «Наименование учреждений», в котором указаны наименования должностей и учреждений,занятость в которых дает педагогическим работникам право на досрочную страховую пенсию по старости.

Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью предоставляется за работу в должностях и в организациях, созданных в организационно-правовой форме «учреждение», предусмотренных Списком № 781. При этом не имеет значения форма собственности таких учреждений (государственная, муниципальная или частная). Эта позиция подтверждена Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (пункт 17) .

Вопрос досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников организаций, созданных в организационно-правовых формах, отличных от учреждения, рассматривается на основании пункта 13 Правил № 781 при наличии структурных подразделений, поименованных в указанном пункте (например, детский сад, в которых реализуются программы дошкольного образования).

Такие структурные подразделения, как детские клубы, детские центры, реализующие дополнительные общеобразовательные программы  (дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы (ранее именовались – программы дополнительного образования детей), не предусмотрены пунктом 13 Правил № 781 и не были предусмотрены ранее действовавшими нормативными актами, регулировавшими сферу пенсионных правоотношений.

Вопрос 3. Может ли пользоваться правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ застрахованное лицо, работавшее главой администрации сельского поселкового совета, которое после 01.09.2000 по совместительству было занято на штатной должности учителя физики в средней общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности, с недельной педагогической нагрузкой 8 – 12 часов?

В соответствии с законодательством Российской Федерации учителя средних общеобразовательных школ пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение по указанному основанию по Списку № 781.

По общим правилам в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды соответствующей работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня (пункт 4 Правил № 516).

С учетом особенностей труда педагогических работников Правилами № 781 установлено, что периоды выполнявшейся после 01.09.2000 педагогической работы засчитываются в соответствующий стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением отдельных случаев, в том числе, когда работа в должности учителя протекала в расположенных в сельской местности общеобразовательных школах всех наименований. В этом случае такая работа включается в стаж на соответствующих видах работ независимо от объема выполняемой учебной нагрузки (пункты 4 и 6).

В соответствии с правовым регулированием труда педагогических работников для них устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В рабочее время в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, а также другая педагогическая работа (практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, методическая, подготовительная, организационная и другая работа). Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогов определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий.

Для отдельных категорий за норму часов педагогической работы за ставку заработной платы принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, которая является нормируемой частью педагогической работы, так для учителей общеобразовательных школ она составляет 18 часов в неделю. Выполнение другой части педагогической работы указанными работниками осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (статья 331 Трудового кодекса; статья 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 55 Закон Российской Федерации  от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»[3], Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденные приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536; Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденные приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601[4], Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, утвержденная приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075, Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191, Квалификационные характеристики должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010
№ 761н, от 14.08.2009 № 593, Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденные постановлением Минтруда России от 11.11.1992 № 33).

Таким образом, в целях досрочного пенсионного обеспечения для учителя общеобразовательной школы, расположенной в сельской местности, не имеют значения как продолжительность рабочего времени в целом, так и объем выполняемой учебной нагрузки.

На муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе (статья 11 Трудового кодекса).

В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту (договору), вправе заниматься преподавательской деятельностью с предварительным письменным уведомлением представителя работодателя, если это не повлечет за собой конфликт интересов (статьи 2, 11, 14). Совместительство – это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. При этом продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день или половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников (статьи 182, 184 Трудового кодекса).

Следует отметить, что для лиц, замещающих должности педагогических работников по совместительству, определение учебной нагрузки осуществляется в общем порядке для соответствующих категорий педагогических работников (глава V Приложения № 2 Приказа № 1601).

С учетом изложенного, а также надлежаще оформленных трудовых отношений и режима рабочего времени главы администрации сельского поселкового совета и следует рассматривать затронутый вопрос.

Вопрос 4. Об установлении страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ получателю пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12.02.1993 № 4468-1[5], являющегося государственным гражданским служащим.

Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ внес изменения в условия назначения страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ лицам, замещающим государственные гражданские должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной     основе     муниципальные   должности,  должности  государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы.

В соответствии с частью 11 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ лицам, замещающим государственные должности, муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к указанному Федеральному закону.

При этом согласно данному приложению возраст, по достижении которого указанным гражданам может быть назначена страховая пенсия по старости (в том числе досрочная), определяется с учетом даты возникновения права на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Таким образом, в случае приобретения права на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8 и частями 30-33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, например в 2017 году, указанная пенсия лицам из числа государственных или муниципальных служащих может быть назначена не ранее, чем через 6 месяцев после приобретения такого права, в 2018 году – не ранее, чем через год, в 2019 году – не ранее, чем через год и 6 месяцев и т.д. (аналогичная позиция изложена в письме Исполнительной дирекции ПФР от 21.06.2016 № 25-26/8702).

При освобождении рассматриваемой категории лиц от замещения указанных должностей обратиться за назначением страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ они могут в любое время после возникновения права.

В рассматриваемой ситуации заявитель, являющийся получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12.02.1993 № 4468-1, продолжающий работать в  должности государственного гражданского служащего, выработал требуемый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент на 15.03.2017 (после достижения общеустановленного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ возраста 60 лет). Следовательно, с учетом положений части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на назначение страховой пенсии по старости (без учета фиксированной) выплаты возникает не ранее 15.09.2017 (15.03.2017 + 6 мес.). 

При этом отмечаем, что в случае освобождения заявителя после 15.03.2017 от указанной должности, он может обратиться за назначением страховой пенсии по старости без учета фиксированной выплаты в любое время, и срок ее назначения будет определяться с учетом дня подачи соответствующего заявления.


[1]

                Далее – Список и Правила № 781

[2]

                Далее – приказ № 661н

[3]

                Далее – Закон от 10.07.1992 № 3266-1

[4]

                Далее – Приказ № 1601

[5]

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

7