Меню
16+

Официальный сайт Невьянского городского округа

29.09.2017 10:20 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Голубой вагон бежит, качается…»

Автор: Юрисконсульт отдела экспертиз ЗПП

 

В современном обществе пассажирские перевозки железнодорожным транспортом занимают особое место, так как являются наиболее популярным и доступным способом передвижения в Российской Федерации. Правовое регулирование договора перевозки осуществляется, прежде всего, нормами Гражданского Кодекса  РФ, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав), Законом РФ «О защите прав потребителей», Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (далее – Правила перевозки), Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – Правила оказания услуг), а также Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

Вместе с тем, порядок заключения договора перевозки пассажира имеет свои особенности. Давайте же рассмотрим данный вопрос более подробно.

Указанный договор относится к консенсуальным договорам, т.е. он считается заключенным с момента достижения его сторонами (пассажиром и перевозчиком) соглашения по всем существенным условиям указанного договора. К данным условиям относится: дата отправления, цена договора, срок следования в пути, а также категория поезда, в котором перевозчик готов произвести перевозку пассажира.

На железнодорожном транспорте поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории:

  • в зависимости от скорости их движения:

а) скоростные — маршрутная скорость движения, которых составляет более 91 км/час;
б) скорые — маршрутная скорость движения, которых от 50 до 91 км/час;
в) пассажирские — маршрутная скорость движения, которых не превышает 50 км/час.

  • в зависимости от расстояния следования и условий проезда:

а) дальние — на расстояние свыше 150 км, в составы которых включаются вагоны с местами для сидения и лежания, которые отвечают требованиям, предъявляемым к проезду в дальнем следовании;

б) пригородные — на расстояние не более 200 км, состоящие из вагонов с местами для сидения.

Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами). При этом пассажиры обязуются оплатить свой проезд при заключении договора перевозки согласно установленным тарифам. В стоимость проезда включена стоимость билета и стоимость плацкарты. Стоимость билета - это плата за проезд, которая зависит от расстояния преодолеваемого поездом. А стоимость плацкарты - это плата за спальное место и стоимость сервисных услуг в вагонах повышенной комфортности. 

Оформление проездных билетов на поезда дальнего следования, производится через каналы продажи: в билетной кассе, через терминал самообслуживания, через Интернет с резервированием мест с помощью автоматизированной системы (далее — автоматизированный способ).

Оформление проездных билетов на поезда дальнего следования автоматизированным способом осуществляется в сроки:

  • за 45 суток до даты отправления поезда с отправления поезда;
  • за 3 суток до даты отправления поезда с промежуточной станции.

Покупка билета на поезда пригородного сообщения производится в билетной кассе, через терминалы самообслуживания, через Интернет, а также путем валидации  (контроля) бесконтактных смарт-карт, транспортных карт, платежных карт, а также автоматизированным способом.

Оформление проездных билетов на поезда пригородного сообщения с указанием мест начинает осуществляться в билетной кассе, через терминал самообслуживания, а также через Интернет не менее чем за 10 суток до даты отправления поезда с первоначальной или промежуточной станций отправления поезда.

Иногда возникает необходимость подкорректировать дату и условия поездки,  в этих случаях можно переоформить и возобновить действие проездного документа (билета). За услугу переоформления проездного билета с пассажира перевозчиком взимается сбор.

Таким образом, за доплату пассажир имеет право при имеющейся возможности:

  • поменять класс комфортности вагона;
  • проехать к месту назначения другим поездом, если опоздал на свой поезд не более чем на 12 часов (при условии доплаты плацкарты);
  • возобновить действие билета при условии доплаты плацкарты, если опоздал  вследствие болезни или несчастного случая (это правило действует в течение пяти суток).

При переоформлении проездного документа, по желанию пассажира, на билет более низкой категории или по другому более короткому маршруту следования поезда без изменения станции назначения, ему возвращается разница в стоимости проезда.

В соответствии с правилами перевозки и уставом железнодорожного транспорта, пассажир имеете право бесплатно:

  • уехать поездом, который идет более ранним календарным числом (при наличии свободных мест), без изменений условий проезда в вагон того же перевозчика,  если до отправления этого поезда осталось менее 24 часов;
  • при проезде в поезде дальнего следования делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более чем на 10 суток;
  • продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений;
  • получить свой багаж на ближайшей станции, если отстали от поезда;
  • провозить с собой  одного ребенка возрастом до 5 лет, если ребенок не занимает отдельного места;
  • пользоваться на вокзалах залами ожидания и туалетами (необходимо предъявить билет).

В вагоне поезда для пассажира предоставляется бесплатно:

  • информация по расписанию движения, времени прибытия и продолжительности стоянки на станциях;
  • питьевая вода;
  • ремни безопасности для верхних полок;
  • мыло и туалетная бумага в туалете;
  • медицинская аптечка.

В силу определенных жизненных обстоятельств, человек может поменять свои планы относительно поездки или случайно опоздать на поезд. Пассажир, купивший проездной билет, вправе в любое время, по своему усмотрению, отказаться от договора перевозки в одностороннем порядке. В такой ситуации возникает необходимость вернуть деньги за неиспользованные билеты или  за непроследованное расстояние.

Возврат денег за неиспользованные или частично неиспользованные проездные документы (билеты) производится в билетной кассе под роспись пассажира на квитанции разных сборов. Возврат стоимости неиспользованного билета осуществляется перевозчиком в течение 10 дней со дня подачи пассажиром письменного заявления. Возврат денег за билет, оформленный по безналичному расчету, производится на банковский счет физического лица, оплатившего проездной документ.

При проезде на поездах дальнего следования пассажир имеет право на получение возврата денег в размере:

  • полной стоимости проезда (стоимость билета и стоимость плацкарты) при возврате неиспользованного билета не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда;
  • стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты при возврате неиспользованного билета менее чем за 8 часов, но не позднее, чем за 2 часа до отправления поезда;
  • стоимости билета без стоимости плацкарты, в случае:

а) возврата неиспользованного билета менее чем за 2 часа до отправления поезда;

б) возврата неиспользованного билета на поезд дальнего следования при опоздании на поезд в течение 12 часов с момента его отправления;

в) возврата неиспользованного билета вследствие болезни или несчастного случая в течение 5 суток с момента отправления поезда, на который был приобретен билет.

При возврате неиспользованного билета на поезде пригородного сообщения с указанием мест пассажир имеет право получить возврат денег в размере:

  • полной стоимости проезда, если возврат произведен  за два часа до отправления.
  • 50 процентов от стоимости проезда при возврате неиспользованного билета менее, чем за 2 часа до отправления поезда.

За возврат неиспользованного или частично неиспользованного билета на поезд пригородного сообщения с пассажира перевозчиком взимается сбор за оформление возврата денег по неиспользованному проездному документу.

Возврат стоимости неиспользованного пассажиром билета для разовой поездки на поезде пригородного сообщения без указания мест не производится. При прерывании по причинам, зависящим от пассажира, поездки в поезде пригородного сообщения по проездному документу для разовой поездки возврат стоимости проезда за непроследованное расстояние не осуществляется.

Так же возникают случаи,  когда перевозчик имеет право в одностороннем порядке прекратить перевозку и высадить пассажира из поезда. Основанием прекращения перевозки пассажира пригородного сообщения и в поездах дальнего следования является удаление пассажира из поезда при следующих обстоятельствах:

  • сотрудниками МВД по причине нарушения общественного порядка и правил проезда;
  • медицинскими работниками — в случае болезни пассажира, препятствующей возможности его дальнейшей поездки или угрожающей здоровью других пассажиров. Пассажир удаляется из поезда лишь на той железнодорожной станции, где имеются необходимые лечебные учреждения
  • работниками перевозчика по причине проезда без проездного документа или с недействительным проездным документом;
  • в иных случаях, установленных законодательством РФ.

При этом, в случаях удаления пассажира из поезда по неуважительным причинам, стоимость проезда за непроследованное расстояние не возвращается.  

В том случае, если пассажир считает, что его права нарушены, а заявленные требования  к перевозчику не удовлетворены в досудебном порядке, пассажир вправе обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя. Кроме того, пассажир праве заявить иные требования, предусмотренные законодательством, такие например, как о взыскании неустойки, возмещении убытков, компенсации причиненного морального вреда, а также штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.

Дополнительную бесплатную консультацию, а также помощь в составлении юридических документов (претензий, исковых заявлений и др.) потребитель может получить в Консультационном пункте.

Адреса и график работы Консультационного пункта:

- г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 29, каб. 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (понедельник – пятница с 8-00 часов до 17-00 часов, перерыв с 12-00 часов до 13-00 часов).

- г. Верхняя Салда: ул. Энгельса, 46, каб. 19 (вторник с 09-30 часов до 14-00 часов).

- г. Невьянск: ул. Мартьянова, 29, каб. 13 (пятница  с 09-30 часов до 14-00 часов).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

28