25.10.2016 13:15 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Ремонтируем автомобиль…»

В Консультационный пункт не редко обращаются потребители с вопросами о приобретении запчастей к автомобилям, а также о выполнении различного рода работ по ремонту их транспортных средств, при этом, ссылаясь на нарушение их прав. 

Так, один из потребителей озвучил следующую ситуацию.

Для выполнения работ по ремонту его автомобиля, он обратился в «сервисный центр», где попросил заменить старую, не пригодную к использованию запчасть, на новую, приобретенную им ранее в магазине автозапчастей. Впоследствии, получив транспортное средство из ремонта, при движении в автомобиле, он услышал посторонний стук в двигателе. После чего,  автомобиль перестал «заводиться». В связи с  чем,  автомобиль на эвакуаторе был доставлять до ближайшей ремонтной мастерской, где в результате диагностики было выявлено, что установленная запчасть  деформировалась, вследствие чего, возникла необходимость капитального ремонта двигателя. В результате потребителем были понесены дополнительные убытки, которые он намерен взыскать с виновной стороны.

По данной ситуации специалисты Консультационного пункта разъясняют следующее.

Правоотношения, связанные с приобретением товаров, работ (услуг), для личных, семейных домашних и  иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ, Закона «О защите прав потребителей» и иных нормативно-правовых актов.

В изложенной потребителем ситуации, ремонтные работы выполнялись не с использованием запчастей исполнителя, а с переданной потребителем запчастью, самостоятельно приобретенной ранее в торговой организации. В связи с чем, в этом случае следует отдельно рассматривать и оценивать два  вида договора: купли-продажи товара и выполнение подрядных работ по ремонту автомобиля.  При этом, следует отметить, что заключение и исполнение указанных договоров регламентируется различными правовыми нормами и имеет различные правовые последствия.

1. Договор купли-продажи запчасти.

На основании п. 1 ст. 18 Федерального Закона РФ от 07.02.1992  № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон № 2300-1) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Кроме того, потребитель имеет также право на возмещение убытков, причиненных ему вследствие продажи товара с недостатками.

1. Договор выполнения работ по замене автозапчасти.

В том случае, если при выполнении работ используются запчасти предоставленные потребителем и при выполнении работ исполнитель установит, что переданные запасные части непригодны или недоброкачественны, он обязан немедленно предупредить об этом потребителя и до получения от него указаний приостановить работу.

Исполнитель, не предупредивший потребителя об указанных обстоятельствах либо продолживший выполнение работы, не дожидаясь ответа, или не учитывая своевременное указание потребителя о прекращении выполнения работы, не вправе при предъявлении к нему или им к потребителю соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства (п. 22 Правил).

Указанные положения закреплены в ст. 35 Закона № 2300-1 и п. 21, 22 «Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 № 290 (далее Правила).

Кроме того, согласно п. 31 Правил, потребитель вправе в любое время проверять ход и качество выполнения работ, не вмешиваясь в деятельность исполнителя. Исполнитель обязан обеспечить возможность нахождения потребителя в производственных помещениях с учетом соблюдения технологического режима работы, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии.

В соответствии со ст. 29 Закона № 2300-1 потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков выполненной работы;

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы;

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

При обнаружении существенных недостатков выполненной работы, потребитель вправе отказаться от исполнения такого договора и потребовать возврата уплаченных им денежных средств, а также возмещения причиненных ему убытков.

Таким образом, если  говорить о товарах, то следует отметить, что потребитель технически не может присутствовать при их изготовлении и соответственно, повлиять на их качество. Что же касается выполнения работ по ремонту транспортных средств, то напротив, потребитель имеет возможность контролировать процесс выполнения работ.  Во многих ситуациях это дисциплинирует исполнителей, а также не позволяет им действовать недобросовестно и  злоупотреблять своими правами.

Также следует обратить внимание, что в целях  правильного предъявления требований и к надлежащему субъекту (продавец, исполнитель) необходимо установить причину, которая привела к последствиям, связанным с поломкой автомобиля после проведенных ремонтных работ и определить, явилось ли это следствием некачественного товара или выполнения работы.

В этой связи, может возникнуть необходимость в проведении экспертизы товара или выполненной работы.

В соответствии со ст.ст. 18, 19  Закона № 2300-1 в пределах гарантийного срока экспертиза товара проводится силами  за счет продавца, а если гарантийный срок на товар не установлен или истек, то потребителю необходимо доказать недостатки товара, т.е. провести экспертизу.

На основании п. 37 Правил при возникновении между потребителем и исполнителем разногласий по поводу недостатков выполненной работы или их причин исполнитель обязан по своей инициативе или по требованию потребителя направить автомототранспортное средство на экспертизу и оплатить ее проведение.

Если экспертизой будет установлено отсутствие нарушений исполнителем условий договора, расходы на экспертизу несет сторона, по инициативе (требованию) которой она проводилась, а в случае назначения экспертизы по соглашению сторон — исполнитель и потребитель поровну.

Дополнительную бесплатную консультацию потребитель может получить в Консультационном пункте.

Адрес и график работы Консультационного пункта:

- г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (понедельник – пятница с 8-00 часов до 17-00 часов, перерыв с 12-00 часов до 13-00 часов).

- г. Верхняя Салда: ул. Энгельса, 46, каб. 19 (Вторник, четверг с 09-30 часов до 15-30 часов).

- г. Невьянск: ул. Мартьянова, 29, каб. 13 (Пятница  с 09-30 часов до 14-00 часов).

 

 

Юрисконсульт отдела экспертиз ЗПП                                                         С.А.Барышникова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

14